MuseumsMuseum of Partisan Glory (catacombs)

The only Ukrainian underground museum was established in 1969 on the site of the oldest in the Odessa region Nerubayske catacombs. For several centuries the coquina was quarried here for the construction of Odessa .

The museum is a monument of the partisan movement in the Odessa region and , in particular, to the men of the squad of the hero of the Soviet Union Vladimir Molodtsov - Badaev . During the year 70 people lived in Nerubayske catacombs were active in sabotage and intelligence activities were walled by Romanian invaders and   were almost killed. Currently genuine  Badaev camp , located two kilometers far from the main entrance to the catacombs is looded by groundwater. However, enthusiasts from the club "Poisk" (search) wereable to restore its original appearanceby archival documents and memoirs of eyewitnesses .

The Museum of Partisan Glory are:

- Household items of partisans;

- Samples of weapons and equipment of a staff;

- Archival documents, photographs and personal belongings of the partisans Odessa region;

- Samples of art of  Molodtsov - Badaev soldiers.

Museum of Partisan Glory consists of above-ground and below-ground parts, exhibition area of 1000 square meters. In the underground part , located in a specially fenced part of the catacombs, there is a recreated partisan camp where you can learn about the life and lifestyle of Badaev soldiers - the evidence of witnesses, the base unit was equipped with not only the bath and kitchen, but the shooting range, staff, male and female dormitories, recreation room and armory. In one of the branches of the catacombs there is a memorial hall with a group of sculptures and graphic works of partisans.

In the above-ground parts of the museum there are archival documents and photographs of the Odessa underground . This is the most comprehensive exhibition devoted to the partisan movement in the Odessa area, and not only about the partisan commanders , but also about the heroic fighters - sniper Lyudmila Paulichenka, gunner Nina Onilova , komsomol - Yasha Gordienko. One of the stands of the museum is dedicated to the famous for tourists Nerubayske catacombs, and among other curiosities here is a thank you letter to Cuban leader Fidel Castro.

In the above-ground room of the museum there is an exhibition devoted to the Great Patriotic War and the partisans of the Odessa region.

МузеиМузей партизанской славы (катакомбы)

Единственный в Украине подземный музей был создан в 1969 году на месте старейших в Одесской области Нерубайских катакомб. На протяжении нескольких столетий здесь добывался ракушечник для строительства Одессы, поэтому катакомбы насчитывают три уровня и уходят под землю на 12-14 м. Во время Великой Отечественной войны катакомбы в селе Нерубайское стали местом дислокации одного из самых крупных партизанских отрядов региона.
Музей является памятником партизанскому движению в Одесской области и, в частности,бойцам отряда Героя Советского Союза Владимира Молодцова-Бадаева. В течение года 70 человек отряда, оставленного в Нерубайских катакомбах, вели активную диверсионно-разведывательную работу, были замурованы румынскими оккупантами и практически все погибли. В настоящее время подлинный лагерь бадаевцев, расположенный в двух километрах от центрального входа в катакомбы, затоплен подземными водами. Однако энтузиастам клуба «Поиск» по архивным документам и воспоминаниям очевидцев удалось восстановить его первоначальный вид.

В Музее партизанской славы представлены:
- предметы быта партизан;
- образцы оружия и штабного оборудования;
- архивные документы, фотографии и личные вещи партизан Одесчины;
- образцы художественного творчества членов отряда Молодцова-Бадаева.

Экспозиция
Музей партизанской славы состоит из надземной и подземной частей, экспозиционная площадь которых составляет 1000 кв. м. Подземная часть, расположенная в специально огороженной части катакомб, представляет собой воссозданный партизанский лагерь, где можно познакомиться с жизнью и бытом бадаевцев – по воспоминаниям очевидцев, база отряда была оборудована не только баней и кухней, но и тиром, штабом, мужским и женским общежитиями, комнатой отдыха и оружейной. В одном из разветвлений катакомб расположен мемориальный зал с группой скульптурных композиций, а также представлены оригиналы графических работ партизан.

В надземной части музея представлены архивные документы и фотографии одесских подпольщиков. Это наиболее полная экспозиция, посвященная партизанскому движению в Одесской области и рассказывающая не только о командирах партизанских отрядов, но и о бойцах-героях – снайпере Людмиле Павличенко, пулеметчице Нине Ониловой, комсомольце Яше Гордиенко. Один из стендов музея посвящен знаменитым туристам Нерубайских катакомб, и в числе прочих раритетов здесь представлено благодарственное письмо кубинского лидера Фиделя Кастро.

Выставки
В надземном зале музея проводятся тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и партизанам Одесской области.


На Фейсбуке

Путеводитель по Одессе

Бесплатное мобильное приложение

Карта центра города

Узнайте где расположены достопримечательности, музеи, храмы и церкви, культурные центры и театры