LandmarksThe House of Scientists

The Palace of counts Tolstoy, commonly known as the House of Scientists, is one of the most vivid architectural monuments in Odesa. First of all, it is famous because despite a great age and difficult history, it could have kept almost all of its interiors in its original form. Today, they are the main magnet that attracts hundreds of tourists to the old mansion.

The building of Russian classicism style, subsequently finished with baroque and renaissance decorations, was constructed in the city’s center in 1830s. It was constructed by the project of renowned Italian architect Franz Boffo, the author of another architectural masterpiece of Odesa – Vorontsov Palace. The construction was commissioned by bed chamber Nikolai Khorvat. 40 years later, the mansion was purchased by count Tolstoy for his newly married son. The Tolstoy family was one of the richest nobles in the Southern Russian Empire. They rose to fame as being sponsors and collectors of art masterpieces.

The two-storey building of shell rocks has 12 rooms and patio-inspired garden. The majority of heavily decorated halls have been kept almost intact till now. Even today you can see delicate stairs, Venetian mirrors, carved ceilings and elegant tapestries.

The Marble Hall is considered to be one of the most beautiful places. Tolstoy family used it as a dining room. The hall is completely faced with artificial marble, invented and produced by local craftsman on the money of the owners of the building. There is a flawless grand piano, made by thee German company Schroder. According to the legend, once it was owned by the well-known Hungarian composer, Franz Liszt. The same legend tells that this unique painted and carved instrument was used by him during his tour in Odessa. Nevertheless, the grand piano was heavily damaged during the transportation and vexed Liszt decided to leave it in the city. Later, the musical instrument was bought by count Mikhail Tolstoy for his wife.

Another highlight of the mansion is the Silk Hall, upholstered with intricately ornamented silk. It is said, that the count decided to decorate the room after being tired of incessant requests of his friends to show him the Order of Saint Stanislaus with silk bandolier. He was awarded by Emperor himself for establishing the first-aid station. He commissioned silk in China that was inspired by order’s bandolier and commanded to cover the hall with it.

The White Hall is also the one to be amazed at. There is an oak parquet, made of 22 oak varieties, Venetian mirrors, gilded chandeliers and age-old furniture. This was a ball room that could welcome up to twelve couples simultaneously. The locals affirm that until recently the waltzing ghost of a woman could be seen in the White Hall. They say that it is Countess Tolstoy’s soul returns to the place, where she was happy once.

Named because of filigree carving of nutwood doors and panels, the Nutwood Hall also has an inimitable interior, as well as the Oak Hall that once was owner’s cabinet. By the way, the last one was connected to the Opera House by the first telephone line in Odesa – the count Tolstoy loved to listen to operas by phone.

The building has adjacent art gallery in late baroque style, commissioned by Tolstoy family in the end of the 19th century. They wanted to save their vast collection of paintings and other art masterpieces of Russian and foreign visual arts. In its epoch, the gallery was reckoned to be one of the best in Russian Empire.

In 1920, the Tolstoy Family was obliged to abandon Odesa. Their mansion was turned into First Folk Museum. Since 1934, it features Odessa House of Scientists.

ДостопримечательностиДом ученых

Дворец графов Толстых, больше известный как Дом ученых, является одним из ярчайших архитектурных памятников Одессы. Он интересен прежде всего тем, что несмотря на солидный возраст и непростую историю смог сохранить в первозданном виде большую часть своих роскошных интерьеров. Сегодня они – его главный магнит, притягивающий к старинному особняку внимание тысяч туристов.

Здание в стиле русского классицизма, впоследствии обзаведшееся барочно-ренессансным декором, появилось в 1830-х годах. Оно было построено по проекту известного итальянского зодчего Франца Боффо, автора другого архитектурного шедевра Одессы – Воронцовского дворца, для камер-юнкера Николая Хорвата. Сорок лет спустя усадьбу приобрел граф Толстой для своего недавно женившегося сына. Толстые были одними из самых богатых дворян на юге Российской империи и прославились как коллекционеры произведений искусства и меценаты.

Особняк представляет собой двухэтажное здание, сооруженное из ракушечника, с двенадцатью комнатами и внутренним садом. Многие из его великолепно убранных залов сохранились до наших дней почти без изменений: здесь и сегодня можно увидеть ажурные лестницы, венецианские зеркала, резные потолки и изящные гобелены.

Одной из самых красивых считается Мраморная гостиная, которую Толстые использовали как столовую. Комната полностью облицована искусственным мрамором, который изобрел и изготовлял местный мастер на средства владельцев усадьбы. Здесь находится удивительной красоты рояль известной немецкой фирмы Schroder, который, по легенде, принадлежал знаменитому венгерскому композитору Ференцу Листу. Эта же легенда рассказывает, что на этом уникальном инструменте, покрытом росписью и резными украшениями, прославленный пианист играл во время гастролей в Одессе. Но при транспортировке рояль серьезно повредили, и раздосадованный Лист оставил его в городе. Позже инструмент приобрел граф Михаил Толстой для своей супруги.

Еще одно примечательное помещение особняка – Шелковая гостиная, стены которой обиты шелком с особым орнаментом. Говорят, что решение украсить им комнату граф принял после того, как устал от навязчивых просьб друзей показать орден Святого Станислава с перевязью из шелковой ткани, которым император наградил его за учреждение станции скорой помощи. Он заказал в Китае шелковое полотно, созданное по образцу перевязи ордена, и распорядился обить им салон.

Не меньше впечатляет Белый зал с сохранившимся дубовым паркетом, сделанным из 22 сортов дуба, венецианскими зеркалами, позолоченной люстрой и старинной мебелью. Эта комната была бальной и вмещала одновременно двенадцать танцующих пар. Местные жители утверждают, что до недавнего времени в Белом зале нередко видели призрак женщины, кружащейся в вальсе. Говорят, это душа графини Толстой возвращается туда, где была счастлива.

Неповторимым интерьером отличаются также Ореховая гостиная, получившая свое название благодаря украшенным филигранной резьбой дверям и панелям, изготовленным из древесины ореха, и Дубовая гостиная, служившая кабинетом хозяину особняка. Последняя, к слову, соединялась первой в Одессе телефонной линией с Оперным театром – граф Толстой любил слушать оперу по телефону.

К зданию усадьбы примыкает картинная галерея в стиле позднего барокко, построенная в конце XIX века по заказу Толстых. Здесь они хранили свою обширную коллекцию живописи и других произведений русского и зарубежного изобразительного искусства. Эта галерея в то время считалась одной из лучших в Российской империи.

В 1920 году, после того как представители рода Толстых были вынуждены покинуть Одессу, в их особняке был открыт Первый народный музей. А с 1934 года здесь находится одесский Дом ученых.